физика 8 урок по теме плавлен и крист
Глебова Галина Анатольевна
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22» города Курска учитель физики и математики
8 класс Перышкин А.В.
Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание. График плавления и отвердевания. Урок № 15
Цель урока: изучить физические особенности различных агрегатных состояний вещества; организовать деятельность по освоению знаний о плавлении и кристаллизации, умениями проводить наблюдения природных явлений плавления и кристаллизации, описывать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты измерений с помощью графика.
Задачи урока: сформировать понятия: процесс плавления и отвердевания, температура плавления и кристаллизации, рассмотреть особенности фазового перехода жидкость – твёрдое тело; развивать умение выделять главное и существенное в излагаемом разными способами материале, развитие познавательных интересов и способностей школьников при выявлении сути процессов; воспитывать трудолюбие, доброжелательность друг к другу, умение слушать, умение видеть физику вокруг себя.
Структура и ход урока
ОСМИ: Агрегатное состояние вещества. Плавление и отвердевание, кристаллизация тел. График плавления и отвердевания.
- Организационный момент
Предложения по подготовке к уроку
- Постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач
Постановка задач урока
- Проверка домашнего задания
Повторение знаний, полученных ранее, особенностями молекулярного строения веществ. Фронтальная работа
- Актуализация опорных знаний
Проведение опроса. Устные ответы
- Формирование новых знаний
Демонстрация опыта: Итак, ребята, перед вами стакан с водой и льдом. Это два разных состояния вещества. Температура смеси 0°С. Научный факт – 1 В природе существует три агрегатных состояния вещества, одно то же вещество может находиться в разных агрегатных состояниях. Запишите в тетрадь.
Мы с вами знаем о том, что любое вещество состоит из атомов или молекул и может находиться в одном из агрегатных состояний.
- Что же отличает одно агрегатное состояние от другого?
- Каковы особенности молекулярного строение газов, жидкостей и твёрдых тел?
(Ответы учащихся)
Совершенно верно. В твёрдом состоянии положение молекул упорядоченно. Они не могут свободно перемещаться по телу.
Молекулы жидкостей не имеют такой структуры в расположении, силы взаимодействия меньше, чем у молекул твёрдых тел, они легко перемещаются. Жидкости текучи.
Молекулы газа ещё слабее связаны друг с другом, поэтому перемещаются по всему объёму с большими скоростями. При этом они могут сталкиваться друг с другом. Это можно наблюдать на примере распространения запаха духов по комнате.
Вывод: в разных агрегатных состояниях расположение атомов и молекул различно. Запишите в тетрадь.
Научный факт2 Молекулы одного и того же вещества в разных состояниях не отличаются друг от друга. Запишите в тетрадь.
Модель – молекулярного строения воды в разных агрегатных состояниях (ЦОР
Мультимедиа)
Опыт подогревание льда. (слайд 2)
Ребята, обратите внимание на изменение температуры во время нагревания льда.
Нагревание льда происходит до 0°С. При 0°С происходит процесс переход льда в воду.
Научный факт 3 Передавая телу энергию можно перевести его из твёрдого состояния в жидкое. Запишите в тетрадь.
Энергия передаваемая телу идёт на разрушение кристаллической решётки.
Гипотеза 1 Чтобы расплавить тело, нужно нагреть его до определённой температуры.
Физическая величина Температура плавления – температура при которой вещество переходит из твёрдого состояния в жидкое ( слайд 3, 4). Запишите в тетрадь.
Опыты наблюдаем плавление льда и воска
Следствие Температура плавления различных веществ различна. В учебнике имеется таблица температуры плавления различных веществ. Запишите в тетрадь.
Посмотрите, какое вещество имеет самую низкую температуру плавления, а какое самую высокую?
Посмотрим процесс охлаждения воды ( слайд 5). Охлаждение происходит до 0°С.
Научный факт 4 Отнимая у тела энергию можно перевести его из жидкого состояния в твёрдое. Запишите в тетрадь.
Гипотеза 2 Чтобы началась кристаллизация тела, оно должно остыть до температуры плавления. Запишите в тетрадь.
Получаем физическую величину температуру кристаллизации
Температура кристаллизации – температура при которой вещество переходит из жидкого состояния в твёрдое. Запишите в тетрадь.
Демонстрация опыта нагревание льда, плавление льда, нагревание воды, охлаждение воды, кристаллизация воды ( слайд 6, 7, 8).
Изобразить график в тетрадь.
Процесс перехода вещества из одного состояния в другое происходит в природе, независимо от нас.
Приведите пример.
(слайд 9)
- Закрепление новых знаний, решение задач
- В каких агрегатных состояниях может находиться вещество?
- Чем определяется то или иное состояния вещества?
- Каковы особенности молекулярного строения вещества?
- Какой процесс называют плавлением?
- Какой процесс называют отвердеванием?
- Как называют температуру, при которой вещество плавится?
- Как называют температуру, при которой вещество отвердевает?
- Можно ли в алюминиевом сосуде расплавить цинк?
- Как по графику можно судить об изменениях температуры вещества при нагревании и охлаждении?
- Подведение итогов, задание домашней работы.
§12-14, вопросы к §12-14, упражнение 7