Литература,6 кл.Уроки французского

Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Литература,6 кл.Уроки французского

Класс: 6

Тема урока. Образ учительницы в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»

Смысл названия рассказа.

Цель: показать душевную щедрость учительницы и её роль в жизни мальчика.

Задачи:

а) образовательные: раскрыть приемы создания образа героя в художественном произведении;

б) развивающие: совершенствовать навыки аналитического чтения, анализа эпизода, выполнение тестовых заданий по фрагменту текста;

в) воспитательные: способствовать взаимопониманию между учителями и учениками, воспитанию уважения к профессии учителя.

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.

Методические приёмы: аналитическая беседа, выразительное чтение, чтение по ролям, просмотр видеофрагмента, компьютерное тестирование.

Программно-методическое обеспечение: учебники литературы для 6 класса, рабочие тетради по литературе, слайдовая презентация.

Ход урока:

Оргмомент.

-Здравствуйте, уважаемые учителя!

Юные читатели, здравствуйте!

Здравствуйте те, кто каждое утро идёт в школу с радостью, потому что считает, что здесь их ждут открытия, верные друзья и мудрые наставники – учителя!

 Здравствуйте и те, кто идет в школу не с очень большим желанием, потому что думает, что учителя к ним излишне строгие.

Я думаю, что к концу нашего сегодняшнего занятия первых из вас будет значительно больше, и вы каждый день будете с радостью спешить на уроки.

И поможет нам в этом мудрый писатель, наш современник Валентин Григорьевич Распутин и его рассказ «Уроки французского».

– Каким, по-вашему, должен быть настоящий учитель? (Ученики высказывают своё мнение)

Запись темы урока.

Проверка домашнего задания.

- Ребята, к сегодняшнему уроку вы попытались передать своё видение событий в рассказе с помощью рисунков. Что вы можете сказать о расположении рисунков?( Рисунки детей поставлены в хаотичном порядке)

-  Восстановите цепь событий.

 - На предыдущем уроке мы говорили о герое рассказа, вашем ровеснике. О том, что он оказался в очень трудной ситуации.

– Напомните события, которые предшествовали тому, как мальчик пришел в школу избитый

– Почему он учился не в своей деревенской школе? (В деревне, где жила его семья, была только начальная школа. Чтобы учиться дальше, надо было перебираться в райцентр)

– Почему герою пришлось сразу повзрослеть? (Тяжело было переносить голод. Страшной оказалась тоска по дому)

– Как получилось, что он стал играть на деньги? (Сначала у него появилось стремление проявить ловкость. Потренировавшись, он понял, что сможет выигрывать деньги и тратить их на молоко)

– Как Лидия Михайловна выясняла причины случившегося? (Она пытается всё выяснить шуткой. Подленького Тишкина она спокойно осаживает. Понимает, что мальчик её обманывает, и решает разобраться после уроков)

Прочитаем по ролям эпизод беседы учительницы и мальчика.

– Как Лидия Михайловна ведет беседу? (Внимательно рассматривает героя. Вместо наказания разговор становится спасением)

Образ героя в художественном произведении раскрывается через портрет.

Ученик читает портретное описание учительницы.

– Какой представлялась мальчику учительница? (Она представлялась ему возвышенным, почти неземным существом)

– А как выглядит наш герой? (Плохо, бедно одетый)

– Почему он боялся директора? Каким вы представляете директора школы? (Директор сух, прямолинеен, резок, невнимателен к людям. Ко всем подходит с одной меркой. Директор «допрашивал» провинившихся до тех пор, пока они не заплачут, «лишь после этого он успокаивался»)

В описании героев использовано противопоставление. Антитезой описания учительницы является описание самого героя. Лидия Михайловна противопоставлена также директору, и не только в описании внешности.

– Почему герой нарушает слово не играть на деньги? («В те дни мне пришлось совсем плохо…», «мне все время хотелось есть…»)

– Почему Лидия Михайловна заставила мальчика заниматься дополнительно? (Хотела отвлечь его от игры на деньги, спасти от издевательств и избиений)

– Какие чувства испытывает герой в квартире учительницы? (Стыд, неловкость, стеснение)

– Почему мальчик не взял посылку с продуктами? Как догадался? (В нем проявилось не только упрямство, но и чувство собственного достоинства)

Показ видеофрагмента фильма «Уроки французского».

После просмотра ребята делятся впечатлениями, соотнося сцену с прочитанным эпизодом.

Почему Лидия Михайловна решилась на игру со своим учеником? (Она поняла, что помощи мальчик не примет, и решила использовать известное ему средство – игру на деньги)

Послушаем эпизод в исполнении заслуженного артиста России Бориса Галкина.

Выполним тестовые задания, связанные с этим эпизодом.

       

       

        

        

       

        

       

       

       

На вопрос задания С1 дайте письменно краткий ответ.

(Подведение итогов выполнения тестовых заданий.)

- В предисловии к рассказу В.Распутин написал, что в основу произведения легли события его жизни.

Прототипом учительницы французского была Лидия Михайловна Молокова.

Понятие «Прототип»

 Прототип – первоначальный образец. Прообраз, преимущественно действительное лицо как источник для создания литературного образа.

Сообщение ученицы о прототипе учительницы

Учительница французского языка Лидия Молокова приехала в Усть-Уду по распределению после окончания Иркутского института иностранных языков в 1952 году. Директор музея Николай Рупосов вспоминает:
— Она приехала великолепная, красивая, настоящая француженка — ничего удивительного, что все девчонки и мальчишки были в нее влюблены.
«Нас было две "француженки", — пишет в письме Лидия Михайловна. — Тосковали первое время по городу, потом втянулись в работу — уроки, кружки, школьные вечера... В школе было два 8-х класса. У Веры Андреевны класс был образцовым (Валентин Григорьевич учился в этом классе), мне же дали сборный плюс своих разбойников... Я намучилась, проклиная час, когда сошла с парохода и пришла в школу, даже поплакала.... Вас очень интересует посылка с макаронами. Я ее не посылала, но Валентин Григорьевич в одном из писем просил: "От макарон не отказывайтесь". Я поняла, что если отказаться от всех его творческих находок, то образ может разрушиться. Он собирал свою учительницу со своих учителей, брал лучшее от каждой, вот почему она у него такая человечная. Я ее приняла как укор своей легковесности — вот какой надо было быть!"
Письмо Лидии Михайловны в экспозиции, посвященной школьному выпуску, в котором учился Валентин Распутин, занимает одно из почетных мест, рядом с дырявой холщовой сумкой — с такими в те годы дети ходили в школу.

Плохо тогда жилось, как и повсюду в послевоенные годы, впроголодь. Одеты были дети кто во что горазд: старые шапки, заношенные другими фуфайки, ичиги на ногах.

В интервью газете «Труд» Молокова Л.М. рассказала, что Валя Распутин был одним из многих её учеников, которым жилось очень трудно, но в «чику» и «замеряшки» она с ними не играла.

Интересно, что после Забайкалья эта женщина жила в Саранске, преподавала в Мордовском университете французский язык. Потом работала и в Камбодже, и в Алжире, и во Франции. Учила русскому языку тех, кто владел французским.

В Париже в одном из книжных магазинов Лидия Михайловна и купила книгу Распутина.

-Вернемся к вопросу, который был задан в начале урока.

– Каким же должен быть настоящий учитель? (Добрым, душевно щедрым, любить детей, способным сострадать)

Заполнение схемы в тетрадях «Черты характера учительницы»: смелость, чувство собственного достоинства, доброта, милосердие, чуткость, щедрость, отзывчивость.

- Не жалея о случившемся – потере работы! – Лидия Михайловна старается одобрить героя, помочь ему. Сколько в ее поведении чувства собственного достоинства! И это сближает героев рассказа. И очень хочется, чтобы и вы были близки со своими учителями и за добро платили добром. И тогда школьная жизнь будет счастливой.

На фоне музыки идет показ фотографий из школьной жизни (выходят 4 ученика)

 Чтение стихов учениками.

Учитель, дни жизни своей, как один,

Ты школьной семье посвящаешь.

Ты всех, кто учиться к тебе приходил,

Своими детьми называешь.

Любимый учитель, родной человек.

Будь самым счастливым на свете,

Хоть трудно порой достаются тебе

Твои непослушные дети.

Ты дружбой и знаньями нас наградил.

Прими благодарности наши!

Мы помним, как в люди ты нас выводил

Из робких, смешных первоклашек.

Но дети взрослеют, от школьной скамьи

Дорогами жизни шагают

И в памяти носят уроки твои,

А в сердце тебя сохраняют.                                           

                                               М.Садовский «Родной человек»

Рефлексия.

– Что удивило вас? О чём вы расскажете своим родителям, друзьям, уйдя с сегодняшнего урока?

А теперь поблагодарим друг друга за общение!

Домашнее задание.