Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации учащихся начальной школы по ФГОС

Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации учащихся начальной школы по ФГОС


ПОЛОЖЕНИЕ

о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации учащихся начальной школы по ФГОС

       I.                   Общие положения

1.          Положение о системе оценок, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся разработано на основании Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  ст.58 ,  Федерального государственного стандарта начального общего образования, Устава  образовательного учреждения.

2.          Настоящее Положение определяет основы организации оценки предметных, метапредметных результатов, универсальных учебных действий, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования и является обязательным для исполнения.

3.          Настоящее положение является локальным актом образовательного учреждения, разработанным с целью разъяснения принципов и особенностей организации оценки, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО.

4.          Настоящее Положение принимается педагогическим советом школы, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения. Настоящее Положение устанавливает требования к оценке учебных достижений, а также порядок, формы, периодичность текущего и промежуточного контроля обучающихся. Настоящее Положение обязательно для обучающихся и педагогических работников школы.

5.          Система оценок, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся начальной школы направлена на реализацию требований  федерального государственного образовательного стандарта обеспечить комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования;

 II.                   Принципы.

1.            Основными принципами системы оценки, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся являются:

1.1.    Критериальность: контроль и оценка строятся на основе критериев, сформулированных в требованиях стандарта к планируемым результатам. Критериями являются целевые установки: по курсу, разделу, теме, уроку, универсальные учебные действия;

1.2.    Уровневый характер контроля и оценки, заключающийся в разработке средств контроля на основе базового и повышенного уровней достижения образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО;

1.3.    Комплексность оценки – возможность суммирования результатов;

1.4.    Приоритет самооценки: самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя (прогностическая самооценка предстоящей работы и ретроспективная оценка выполненной работы);

1.5.    Гибкость и вариативность форм оценивания результатов: содержательный контроль и оценка предполагает использование различных процедур и форм оценивания образовательных результатов;

1.6.    Открытость: оценочная информация о целях, содержании, формах и методах оценки должна быть доведена до сведения обучающихся и родителей. Информация об индивидуальных результатах обучения и развития обучающихся должна быть адресной.

III. Порядок промежуточной аттестации.

1.  Промежуточная аттестация обучающихся проводится в 3-4  классах по учебным четвертям.

2. Обучающимся 1-х классов, 2-х классов отметки в баллах не выставляются, вместо балльных отметок допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию («Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» Письмо Минобразования России от 25.09.2000г, № 2021 / 11-13).

3. В промежуточной аттестации обучающихся, находящихся на лечении в санатории, стационаре, учитываются отметки, полученные в учебном заведении при лечебном учреждении.

4.   Четвертные отметки выставляются в баллах обучающимся 3 - 4 классов.

5. В конце учебного года выставляются итоговые годовые оценки по всем
предметам учебного плана

6.  Классные руководители 1-4-х классов доводят до сведения учащихся и их родителей предметы и форму промежуточной аттестации.

IV. Контроль планируемых результатов обучающихся.

1.Критериями контроля являются требования к планируемым результатам стандарта, целевые установки по курсу, разделу, теме, уроку;

2.Объектами контроля являются предметные, метапредметные результаты, универсальные учебные действия;

3.На персонифицированную итоговую оценку на ступени начального общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности или невозможности продолжения обучения на следующей ступени общего образования, выносятся только предметные и метапредметные результаты.

4.Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале опорной системы знаний с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.

5.Личностные результаты обучающихся на ступени начального общего образования  в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке. Они являются предметом различного рода  неперсонифицированных  мониторинговых исследований.

6.Основными видами контроля являются:

6.1.    стартовый (вводный) контроль. Осуществляется в начале учебного года (или перед изучением новых крупных разделов). Носит диагностический характер. Цель стартового контроля: зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и универсальные учебные действия, связанные с предстоящей деятельностью.

6.2.    Промежуточный, тематический контроль (урока, темы, раздела, курса); проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом;

6.3.    Контроль динамики индивидуальных образовательных достижений (система накопительной оценки портфолио);

6.4.    итоговый контроль предполагает комплексную проверку образовательных результатов (в том числе и метапредметных) в конце каждого полугодия.

Контроль осуществляется через следующие виды промежуточной аттестации:

Таблица 1

Вид промежуточной аттестации

Цель

Периодичность

Методы и формы оценки образовательных результатов

Способы

выставления оценки

Стартовая (вводная)

Предварительная  диагностика знаний, умений и универсальных учебных действий,  связанных с предстоящей деятельностью.

 В начале учебного года, начиная со второго года обучения

Диагностические   работы;

самоанализ и самооценка;

собеседование

Результаты фиксируются в специальной тетради учителя для учета в работе,  включаются  в портфолио. Оценка результатов в классном журнале не фиксируется.

Текущая

Контроль предметных знаний и универсальных учебных действий по результатам урока

Поурочно

Самоанализ  и самооценка;

устная или письменная критериальная оценка;

проекты

Результаты фиксируются с помощью «волшебных линеечек», «лесенок успеха», значков «+», «-», «?»; «зачтено-незачтено».

Письменный анализ в тетрадях обучающихся. Оценка результатов в классном журнале не фиксируется-1 класс, фиксируется- 2 класс.

Рубежная:

- тематическая;

- четвертная;

- полугодовая

Контроль предметных знаний и метапредметных результатов темы, раздела, курса, четверти

По итогам изучения темы, раздела, курса, четверти

Тематические  проверочные (контрольные) работы;

стандартизированные письменные и устные работы;

проекты;

практические работы;

творческие работы (изложения, сочинения);

диктанты, контрольные списывания;

тесты;

интегрированные контрольные работы

(при наличии инструментария)

Результаты фиксируются в специальной тетради учителя для учета в работе,  включаются  в листы достижений обучающихся, в портфолио. Оценка результатов в классном журнале не фиксируется.

Оценка метапредметных результатов выставляется на специально отведенной странице классного журнала в процентах или в форме «зачтено - незачтено»

Годовая

Комплексная  проверка образовательных результатов, в т.ч. и метапредметных

В конце учебного года

Стандартизированные письменные работы;

интегрированные контрольные работы;

проекты

Оценка выставляется в классный журнал в виде процентов, «зачтено -незачтено».

Оценка метапредметных результатов выставляется на специально отведенной странице классного журнала

7.            Формы контроля:

7.1.    стартовые диагностические работы на начало учебного года;

7.2.    стандартизированные письменные и устные работы;

7.3.    комплексные диагностические и контрольные работы;

7.4.    тематические проверочные (контрольные) работы;

7.5.    самоанализ и самооценка;

7.6.    индивидуальные накопительные портфолио обучающихся.

8.            Количество тематических, проверочных, диагностических  и итоговых работ установлено по каждому предмету в соответствии рабочей программой.

9.            Содержанием промежуточной аттестации являются две стандартизированные контрольные работы: по  математике и русскому языку - и одна комплексная контрольная работа (за полугодие).

Примерное количество тематических,  творческих,  итоговых контрольных

работ и проектов  по годам обучения

Русский язык

1класс

2 класс

3 класс

4 класс

-диктант с грамматическим заданием

 

4

4

4

-контрольное списывание

- / 1

2

1

-

-контрольное изложение

 

-

-

1

-контрольный словарный диктант

 

2

2

2

-тестирование

 

-

1

1

- проекты

 

1

1

1

Итоговая стандартизированная

контрольная  работа

- / 1

4

4

4

Всего по русскому языку

- / 2

13

13

13

 

Математика

1класс

2 класс

3 класс

4 класс

Тематические контрольные работы

 

6

6

6

Контрольное тестирование

 

2

2

2

Итоговая стандартизированная

контрольная работа

1

4

4

4

Всего по математике

1

12

12

12

 

Окружающий мир

 

1класс

2 класс

3 класс

4 класс

Тематические контрольные работы

 

6

6

6

Проекты

1

1

1

1

Практические работы

4

4

4

4

Итоговая стандартизированная контрольная работа  по окружающему миру

 

1

1

1

Всего по окружающему миру

5

12

12

12

 

Литературное чтение

1класс

2 класс

3 класс

4 класс

Творческие работы

1

2

4

4

Проекты

1

1

1

1

Тематические тесты

 

3

4

4

Годовая стандартизированная

контрольная работа

 

1

1

1

Всего по литературному чтению

2

7

10

10

Метапредметные результаты

1класс

2 класс

3 класс

4 класс

Интегрированные контрольные работы

1

1-2

 (две при наличии инструментария)

1-2

(две при наличии инструментария)

1-2

(две при наличии инструментария)

Мониторинг  сформированности личностных результатов проводится в мае школьным психологом и имеет неперсонифицированный характер.

10.Успешность освоения учебных программ обучающихся 1-2-х  классов (в зависимости от продолжения безотметочного периода) оценивается  по системе «зачтено – незачтено». Перевод в балльную шкалу для обучающихся 2-4-х  классов осуществляется по соответствующей схеме.

Качество освоения программы

Уровень достижений

Отметка в

 балльной шкале

Отметка в системе

«зачтено - не зачтено»

90-100%

высокий

«5»

зачтено

66 -89%

50 -65 %

меньше 50%

повышенный

«4»

зачтено

средний

«3»

зачтено

ниже среднего

«2»

незачтено

               

Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются следующим образом: сначала оценивается выполнение всех предложенных заданий, опре­деляется сумма баллов, набранная обучающимися по всем заданиям, и переводится в про­центное отношение к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за ра­боту.

11.Оценка универсальных учебных действий фиксируется в конце учебного года, на специальной странице журнала. Обучающимся 1-2 классов ставится отметка «» (зачтено) или «н/» (незачтено).

1.14."Портфолио" ученика.

Учебный "портфолио" ученика представляет собой форму и процесс организации (кол­лекция,  отбор  и  анализ)  образцов  и  продуктов  учебно-познавательной деятельности школьника, а также соответствующих информационных материалов из внешних источ­ников (одноклассников, учителей, родителей и т.п.)- предназначенных для последующе­го их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности обучающихся и дальнейшей коррекции процесса обучения. (См. Положение о портфолио обучающихся).

1.15.Количественная характеристика знаний, умений и навыков в 1 классе дается только по итогам учебного года на основе итоговой проверочной работы по предмету. Качественная характеристика знаний, умений и навыков составляется на основе "портфолио" ученика, его рефлексивной самооценки .

1.16. Количественная характеристика знаний, умений и навыков отражается в итоговом оценочном листе со 2-го класса. В 1 -х классах используется только содержательная каче­ственная характеристика достижений и трудностей обучающихся.

Во 2-х классах со второго полугодия вводится пятибалльная система оценки.

1.17. Для отслеживания динамики учения и обучения обучающиеся должны иметь специаль­ные тетради - "Тетрадь достижений)" В этих тетрадях отражаются тексты и результаты всех тестово-диагностических, текущих проверочных работ, "карты знаний", оценочные листы к данным работам.

         V.  Оценка результатов

1.            Основными функциями   оценки являются:

1.1.    мотивационная – поощряет образовательную деятельность ученика и стимулирует её продолжение;

1.2.    диагностическая – указывает на причины тех или иных образовательных результатов ученика, выявляет индивидуальную динамику учебных достижений обучающихся;

1.3.    воспитательная – формирует самосознание и адекватную самооценку учебной деятельности школьника;

1.4.    информационная – свидетельствует о степени успешности ученика в достижении предметных, метапредметных результатов в соответствии с ФГОС НОО, овладении знаниями, умениями и способами деятельности, развитии способностей.

2.            На начальной ступени обучения рекомендуется использовать преимущественно внутреннюю оценку, которая включает разнообразные методы оценивания:

2.1.    наблюдения за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении (например, наблюдения за совершенствованием техники чтения и письма, или за развитием коммуникативных и исследовательских умений),

2.2.    оценку процесса выполнения учащимися различного рода творческих заданий, выполняемых ими как индивидуально, так и в парах, группах (чтение и пересказ, участие в обсуждениях, выполнение проектов и мини-исследований и т.д.);

2.3.    тестирование (как правило, для оценки продвижения в освоении системы предметных знаний);

2.4.    оценку открытых ответов (т.е. даваемых учеником в свободном формате) – как устных, так и письменных;

2.5.    оценку закрытых или частично закрытых ответов, ограничиваемых форматом заданий (задания с выбором ответа, задания с коротким свободным ответом);

2.6.    оценку результатов рефлексии учащихся (разнообразных листов самоанализа, листов достижений, дневников учащихся и т.п.).

3.            Оценивание младших школьников в течение первого года обучения осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной основе, в форме письменных заключений учителя, по итогам проверки самостоятельных работ в соответствии с критериями. Использование данных форм оценивания осуществляется в соответствии с методическим письмом министерства образования от 03.06. 2003 № 13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях». В течение 1-го года обучения в журнале и личных делах обучающихся фиксируются только пропуски уроков.

4.            Успешность усвоения программ первоклассниками характеризуется качественной оценкой на основе Листа образовательных достижений, включающего совокупность критериев освоения программы первого класса. Учитель составляет характеристику образовательных достижений первоклассника в соответствии с Листом оценки.

5.            Начиная со 2 класса текущая оценка выставляется в виде отметок: «5», «4», «3», «2» (в соответствии с оценочной шкалой). В журнал выставляются отметки за тематические проверочные (контрольные) работы, за стандартизированные контрольные работы по итогам четверти, проекты, творческие работы, практические работы, полные устные ответы, выразительное чтение стихотворений наизусть, пересказы.

6.            Качественная характеристика знаний, умений и универсальных учебных действий составляется на основе «портфолио» ученика, его рефлексивной самооценки.

7.            Средства фиксации результатов контроля и оценки: листы достижений, классные журналы, тетрадь достижений, портфолио.

8.            Условия эффективности системы оценки - систематичность, личностная ориентированность, динамика.

9.            Конечная цель системы контроля и оценки заключается в переводе внешней оценки во внутреннюю самооценку и в достижении (в перспективе) полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования.

10.       Администрация школы  управляет процессом контрольно-оценочной деятельности субъектов образовательного процесса на основании данного Положения.

VI.  Итоговая оценка выпускника при переходе

от начального к основному общему образованию

  1. На итоговую оценку на ступени НОО, результаты которой используются при принятии решения о возможности (или невозможности) продолжения обучения на следующей ступени, выносятся только предметные и метапредметные результаты.

2. Для принятия решения о возможности продолжения обучения на следующей ступени используются результаты итоговой оценки выпускника начального звена.

  1. Итоговая  оценка  формируется  на  основе  накопленной оценки,  по  всем учебным предметам и оценок за выполнение трех итоговых работ (русскому языку, математике, комплексной работе на межпредметной основе), а так же оценки, зафиксированной в тетради достижений.
  2. Итоговая оценка  достижений планируемых результатов фиксирует
    достижение на трех уровнях:
  • •  оптимальный уровень - на «хорошо» и «отлично» усвоил опорную систему
    знаний  по  всем  предметами  и  овладел  метапредметными действиями, выполнения итоговых работ на базовом уровне  не менее 65% заданий базового уровня и не менее 50% за выполнение заданий на повышенном уровне;
  • •  допустимый уровень - усвоил опорную систему знаний по всем предметами
    и овладел метапредметными действиями, выполнения итоговых работ на
    базовом уровне не менее 50%;
  • •  недопустимый уровень - не достигнуты планируемые результаты по всем
    основным разделам учебной программы и результаты выполнения итоговых
    работ - менее 50% заданий базового уровня.
  1. Педагогический совет принимает решение об успешном освоении обучающимися ООП НОО и переводе на следующую ступень обучения.
  2. Если  полученные обучающимися итоговые оценки не позволяют сделать
    вывод о достижении планируемых результатов, решение о переводе принимается
    педагогическим советом с учетом динамики образовательных достижений выпускника.

VII. Обязанности участников образовательного процесса

1. Руководитель общеобразовательного учреждения (его заместитель по учебно-воспитательной работе) обязан:

- на педагогическом совете обсудить вопрос о формах проведения промежуточной аттестации и итоговых работ обучающихся;

- довести до сведения участников образовательного процесса сроки и перечень предметов, по которым проводятся письменные итоговые работы по единым текстам, разработанным государственными или муниципальными органами управления образованием;

- утвердить расписание итоговых аттестационных работ;

- представить анализ итоговых работ обучающихся на методическое объединение и педсовет.

2. Обучающиеся школы и их родители под руководством классных руководителей создают необходимые комфортные условия в помещениях, отведенных для проведения итоговых контрольных работ.

VIII. Порядок перевода обучающихся.

8.1. Перевод обучающихся в последующий класс осуществляется при положительных итоговых оценках.

8.2. Обучающиеся, не справляющиеся с учебной программой, должны быть направлены на ПМПК, которое выдает решение о дальнейшем обучении ученика.