Положение о порядке организации индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому
Положение
о порядке организации индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок обеспечения государственных гарантий прав на образование детям, нуждающимся в индивидуальном обучении на дому по состоянию здоровья (надомное обучение), и регулирует возникающие при этом отношения между всеми участниками образовательного процесса.
1.2. Организация индивидуального обучения детей на дому (надомное обучение), которые по состоянию здоровья не могут временно или постоянно посещать образовательное учреждение, регламентируется следующими нормативными правовыми актами и методическими рекомендациями:
· Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, ст. 30
· Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ
· Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ
· Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
· Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года № 861 «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»
· Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. № 07-832 «Методические рекомендации по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий»
1.3. Участниками правовых отношений при организации индивидуального обучения на дому являются: дети с ограниченными возможностями здоровья; их родители (законные представители); педагогические работники, участвующие в организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому; органы местного самоуправления муниципального района в сфере образования; общеобразовательные учреждения всех типов и видов, реализующие общеобразовательные программы.
1.4. Целью настоящего Положения является нормативное закрепление гарантий прав на общее образование детей с ограниченными возможностями здоровья путем создания организационных и иных условий при организации обучения.
1.5.Задачи организации индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому:
- обеспечить и защитить конституционные права детей с ограниченными возможностями здоровья в части получения ими общего образования в форме индивидуального обучения по месту их проживания и недопустимости дискриминации в сфере образования;
- создать условия для освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья индивидуальных образовательных программ в рамках федерального государственного образовательного стандарта;
- создать механизм правовых отношений между участниками образовательного процесса при организации обучения детей, обучающихся индивидуально на дому.
1.6. Действие настоящего Положения распространяются на все категории детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся индивидуально на дому в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №22».
2. Организация образовательного процесса
2.1. Организация образовательного процесса может иметь особенности, связанные с психофизическим развитием обучающихся и их возможностями: разные сроки освоения образовательных программ;
$1· вариативность организации учебных занятий (комбинированное обучение, обучение с применением дистанционных технологий);
$1· вариативность условий проведения учебных занятий (на дому, на базе школы, комбинированно);
$1· гибкость моделирования учебного плана.
2.2.Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются образовательной программой индивидуального обучения.
2.3. Организация образовательного процесса при индивидуальном обучении на дому регламентируется:
· индивидуальным учебным планом;
· индивидуальным расписанием занятий;
· годовым календарным учебным графиком.
2.4. Индивидуальный учебный план обучающегося отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта и разрабатывается на основе учебного плана школы, утверждается приказом директора и согласуется с родителями (законными представителями).
Распределение часов учебного плана по учебным предметам производится с учётом индивидуальных психофизических особенностей, интересов детей, их заболевания, программы обучения, согласия родителей (законных представителей): 1-4 класс – до 8 часов в неделю, 5-8 классы – до 10 часов в неделю, 9 класс – до 11 часов в неделю, 10-11 классы – до 12 часов в неделю.
2.5.Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого – медико - педагогической комиссии.
2.6. По ходатайству администрации школыв соответствии с представленными родителями (законными представителями) документами (заявление, справка МСЭ) комитет образования города Курска издает приказ, в котором утверждается перевод обучающегося на индивидуальное обучение по месту его обучения на период, указанный в медицинской справке. В соответствии с муниципальным нормативным актом, регламентирующим процедуру согласования перевода обучающихся на индивидуальное обучение на дому, и на основании приказа комитета образования о согласовании перевода издаётся приказ директора о переводе обучающегося на индивидуальное обучение на дому.
2.7. Сроки перевода обучающегося на обучение на дому регламентируются сроками действия медицинского заключения. По окончании срока действия медицинского заключения администрация школы совместно с родителями (законными представителями) решает вопрос о дальнейшей форме обучения.
2.8. Фамилии детей, обучающихся на дому по индивидуальному учебному плану, данные об их успеваемости за четверть (полугодие), а также о переводе из класса в класс и выпуске из школы вносятся в классный журнал соответствующего класса.
2.9. Контроль за своевременным проведением индивидуальных занятий на дому осуществляет классный руководитель, а за выполнением учебных программ - заместитель директора общеобразовательного учреждения по учебно-воспитательной работе.
2.10. Освоение образовательной программы сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией. Итоговая аттестация проводится в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ
2.11. Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего образования проводится в форме единого государственного экзамена, а также в иных формах, которые могут устанавливаться для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам среднего образования или для обучающихся детей – инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Детям, обучающимся индивидуально на дому, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, общеобразовательное учреждение выдает документ государственного образца о соответствующем образовании.
Дети, обучающиеся индивидуально на дому, проявившие особые успехи в учении, награждаются золотой или серебряной медалью на общих основаниях.
2.12. Обучающимся, находящимся на индивидуальном обучении на дому, общеобразовательное учреждение:
· предоставляет на время обучения бесплатно учебники в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования общеобразовательных учреждениях; а также учебныепособия, допущенные к использованию в образовательном процессе, художественную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке общеобразовательного учреждения;компьютерное оборудование для обучения с применением дистанционных технологий;
· обеспечивает специалистами из числа педагогических работников общеобразовательного учреждения;
· оказывает консультативную помощь родителям (законным представителям) обучающихся;
· создает условия для участия вместе со всеми детьми в предметных олимпиадах, смотрах и фестивалях художественного творчества, спортивных соревнованиях и других формах организованного досуга и дополнительного образования в общеобразовательном учреждении;
· организует обучение на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.
· осуществляет промежуточную аттестацию и перевод обучающихся в следующий класс в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в области образования.
2.13. При невозможности организовать обучение на дому силами своего педагогического коллектива, администрация образовательного учреждения имеет право привлечь педагогических работников, не работающих в данном образовательном учреждении (обучение с применением дистанционных технологий).
3.Финансовое обеспечение индивидуального обучения детей с ОВЗ.
3.1. Индивидуальное обучение детей с ОВЗ предоставляется обучающимся бесплатно в пределах: 1-4 класс – до 8 часов в неделю, 5-8 классы – до 10 часов в неделю, 9 класс – до 11 часов в неделю, 10-11 классы – до 12 часов в неделю.
Если период обучения больного учащегося на дому не превышает двух месяцев или срок окончания обучения на дому из медицинской справки не ясен, то учителям производится почасовая оплата, в остальных случаях оплата учителям включается в тарификацию.
3.2. За обучение на дому учителю назначается повышение тарифной ставки на 20% приказом директора школы.
В случае болезни учителя (не позже, чем через неделю) администрация школы, с учётом кадровых возможностей, обязана произвести замещение занятий с больным обучающимся другим учителем.
3.3. Администрация общеобразовательного учреждения представляет в бухгалтерию приказ о снятии с учителя педагогической нагрузки надомного обучения, если проведение занятий с больным обучающимся прекращается раньше срока (по заявлению родителей).
4. Участники образовательного процесса.
4.1. Участники образовательного процесса: обучающиеся, педагогические работники, родители обучающихся.
Обучающийся имеет право:
- на получение полного общего образования в соответствии с государственным стандартом;
-вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса в администрацию общеобразовательного учреждения;
- на уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
- на моральное и материальное поощрение за успехи в учении.
Обучающийся обязан:
-соблюдать требования образовательного учреждения;
-добросовестно учиться, стремиться к сознательному и творческому освоению образовательных программ;
-уважать честь и достоинство работников образовательного учреждения;
- соблюдать расписание занятий;
- находиться в часы, отведённые для занятий дома;
-вести дневник.
Родители имеют право:
-защищать законные права ребёнка;
- обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к администрации образовательного учреждения,
- присутствовать на уроках с разрешения администрации образовательного учреждения;
- вносить предложения по составлению расписания занятий, по включению в пределах выделенных часов, предметов из учебного плана школы с учётом способностей и интересов ребёнка
Родители обязаны:
- выполнять требования образовательного учреждения;
-поддерживать интерес ребёнка к школе и образованию;
-ставить учителя в известность о рекомендациях врача, особенности режима;
- создавать условия для проведения занятий, способствующих освоению знаний;
- своевременно, в течении дня, информировать образовательное учреждение об отмене занятий по случаю болезни и возобновлении занятий;
- контролировать ведение дневника, выполнении домашних заданий.
5) Учитель обязан:
- выполнять государственные программы с учётом склонностей и интересов детей;
- развивать навыки самостоятельной работы с учебником, справочной и художественной литературой;
- знать специфику заболевания, особенности режима и организации домашних занятий;
- не допускать перегрузки, составлять индивидуальные планы;
- своевременно заполнять журналы учёта проводимых занятий;
- контролировать ведение дневника учеником и расписываться о проведённом занятии в нём (расписание, аттестация, запись домашних заданий).
Классный руководитель обязан:
- согласовывать с учителями, обучающими ребёнка, родителями расписание занятий;
- поддерживать контакт с учащимися и родителями. Выявлять привычки и особенности учащихся, состояние здоровья больных детей;
- контролировать ведение дневника.
Администрация общеобразовательного учреждения обязана:
- контролировать выполнение учебных программ, методику индивидуального обучения, аттестацию обучающихся, оформление документации не реже 1 раза в четверть;
- контролировать процесс обучения с применением дистанционных технологий;
-контролировать своевременность проведения занятий на дому, ведение журнала учёта обучения детей с ОВЗ на дому и по комбинированному типу;
- обеспечивать своевременный подбор учителей;
5. Порядок управления. Документация.
5.1. Основанием для начала и проведения индивидуального обучения детей с ОВЗ является:
- рекомендации из медицинского учреждения,
- приказ по школе.
5.2. При организации обучения индивидуального обучения детей с ОВЗ школа должна иметь следующие документы:
- разрешение комитета образования города Курска на индивидуальное обучение детей – инвалидов,
- справка МСЭ или ВКК из медицинского учреждения,
- заявление родителей,
-приказ по школе,
- расписание занятий, письменно согласованное с родителями и утверждённое приказом директором школы,
- журнал учёта проведённых занятий (индивидуальный на каждого обучающегося с ОВЗ),
- учебно-методические комплекты: учебная программа, календарно-тематическое планирование,
- компьютерное оборудование для обучения в форме дистанционного образования.
6. Оформление классного журнала и журнала индивидуальных занятий.
6.1. На каждого обучающегося оформляется журнал индивидуальных занятий. Отметки текущей аттестации выставляются в журнал индивидуальных занятий. После проведенного занятия родитель ставит подпись (в графе «Домашнее задание») в журнале индивидуальных занятий.
6.2. В классном журнале на левой стороне листа классный руководитель делает запись «Надомное обучение, приказ № __от______г.
6.3. В индивидуальный журнал обучающегося на дому выставляются все отметки: текущие (в соответствующие числа текущей недели месяца), четвертные (полугодовые), годовые отметки. В классный журнал выставляются только четвертные (полугодовые), годовые отметки (классным руководителем - в сводную ведомость, учителем-предметником – на странице предмета). В классном журнале не фиксируются пропуски по болезни занятий обучающимся с ОВЗ.Все текущие отметки проставляются в специальный журнал и дневник данного ученика.
6.4.Обучающиеся, получающие образование на дому, оцениваются только по тем предметам, которые определены в их индивидуальном учебном плане, утвержденном директором школы.
6.5. Обучающиеся, получающие образование по комбинированному типу, оцениваются по предметам, которые определены в их индивидуальном учебном плане, утвержденном директором школы, и по остальным общеобразовательным предметам, которые могут посещать (регулируется приказом директора). По предметам индивидуального учебного плана текущие отметки проставляются в журнал индивидуального обучения, отметки по предметам, которые обучающийся может посещать в школе, ставятся вклассный журнал.Все отметки заносятся в дневник обучающегося.
6.6. Журнал индивидуального обучения хранится в архиве ОУ 5 лет.
7. Срок действия положения
7.1.Срок действия данного положения неограничен.
7.2. При изменении нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность муниципальных органов управления образования, в Положение вносятся изменения в соответствии с установленным порядком.
С Положением об индивидуальном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья ознакомлены:
ПОЛОЖЕНИЕ О МОНИТОРИНГЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
ПОЛОЖЕНИЕ О МОНИТОРИНГЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации», Типовым положением об образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.03.01 № 196, Письмом Министерства образования РФ от 10.09.1999г.№ 22-06-874 «Об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности», Уставом МБОУ «СОШ №22» (далее – школа) и регламентирует содержание и порядок проведения внутришкольного мониторинга качества образования администрацией школы.
2. Настоящее положение устанавливает единые требования при проведении мониторинга качества образования (далее — мониторинг) в школе.
3.Положение, а также дополнения и изменения к нему утверждаются приказом директора на основании решения педагогического совета школы.
4. Система мониторинга качества образования является составной частью системы оценки качества образования и служит информационным обеспечением образовательной деятельности образовательного учреждения.
5. В настоящем положении используются следующие термины:
Мониторинг — систематическое отслеживание процессов, результатов, других характеристик образовательной системы для выявления соответствия (или не соответствия) ее развития и функционирования заданным целям.
Система мониторинга качества образования — система сбора, обработки, анализа, хранения и распространения информации об образовательной системе и ее отдельных элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления качеством образования, позволяет судить о состоянии системы образования в любой момент времени и обеспечить возможность прогнозирования ее развития.
Качество образования — интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
2. Цель и задачи мониторинга
2. 1. Целью мониторинга является сбор, обобщение, анализ информации о состоянии системы образования школы и основных показателях ее функционирования для определения тенденций развития системы образования в территории, принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного образования.
2.2. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
формирование механизма единой системы сбора, обработки и хранения информации о состоянии системы образования;
координация деятельности всех участников мониторинга;
своевременное выявление динамики и основных тенденций в развитии системы образования в школе;
выявление действующих на качество образования факторов, принятие мер по минимизации действия и устранению отрицательных последствий;
формулирование основных стратегических направлений развития системы образования на основе анализа полученных данных.
2.3.Проведение мониторинга ориентируется на основные аспекты качества образования:
качество результата;
качество условий (программно-методические, материально-технические, кадровые, информационно-технические, организационные и др.);
качество процессов.
2.4. Направления мониторинга определяются, исходя из оцениваемого аспекта качества образования по результатам работы школы за предыдущий учебный год, в соответствии с проблемами и задачами на текущий год.
2.5.Основными принципами функционирования системы качества образования являются объективность, точность, полнота, достаточность, систематизированность, оптимальность обобщения, оперативность (своевременность) и технологичность.
2.6. Основными пользователями результатов мониторинга являются органы управления образованием, администрация и педагогические работники образовательных учреждений, обучающиеся и их родители.
3. Организация и технология мониторинга
3.1.Организационной основой осуществления процедуры мониторинга является план и циклограмма, где определяются форма, направления, сроки и порядок проведения мониторинга, ответственные исполнители. На ее основе составляется годовая или полугодовая циклограмма мониторинга, которая утверждается приказом директора школы и обязательна для исполнения работниками школы.
3.2.Мониторинг осуществляется в двух формах: постоянный (непрерывный) мониторинг (осуществляется непрерывно после постановки задач и создания системы запросов с соответствующей технологией сбора и обработки информации) и периодический мониторинг (осуществляется периодически) в соответствии с планом.
3.3.Мониторинг представляет собой уровневую иерархическую структуру и включает в себя административный уровень школы, уровень методических объединения учителей-предметников и классных руководителей и уровень школьного Управляющего Совета.
3.4.Проведение мониторинга требует взаимодействие на всех уровнях школы.
3.5.Для проведения мониторинга назначаются ответственные лица, состав которых утверждается приказом директором школы. В состав лиц, осуществляющих мониторинг, включаются заместители директора по УВР, ВР, руководители школьных МО, учителя.
3.6.Проведение мониторинга предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах сбора, обработки, хранения и использования информации.
4. Реализация мониторинга
4.1.Реализация мониторинга предполагает последовательность следующих действий:
определение и обоснование объекта мониторинга;
сбор данных, используемых для мониторинга;
структурирование баз данных, обеспечивающих хранение и оперативное использование информации;
обработка полученных данных в ходе мониторинга;
анализ и интерпретация полученных данных в ходе мониторинга;
подготовка документов по итогам анализа полученных данных;
распространение результатов мониторинга среди пользователей мониторинга.
4.2.Общеметодологическими требованиями к инструментарию мониторинга являются целесообразность, валидность, удобство использования, доступность для различных уровней управления, стандартизированность и апробированность.
4.3. Процедура измерения, используемая в рамках мониторинга, направлена на установление качественных и количественных характеристик объекта.
4.4. В отношении характеристик, которые вообще или практически не поддаются измерению, система количественных оценок дополняется качественными оценками.
4.5. Основными инструментами, позволяющими дать качественную оценку системе образования, являются - анализ изменений характеристик во времени (динамический анализ) и сравнение одних характеристик с аналогичными в рамках образовательной системы (сопоставительный анализ).
4.6. При оценке качества образования основными методами установления фактических значений показателей являются экспертиза и измерение. Экспертиза — всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности. Измерение — оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым в школе образовательным программам.
5. Методы проведения мониторинга:
экспертное оценивание,
тестирование, анкетирование, ранжирование,
проведение контрольных и других квалификационных работ,
аналитическая и статистическая обработка информации и др.,
наблюдение,анкетирование.
В соответствии с принципом иерархичности построения мониторинга показатели и параметры, заданные на вышестоящем уровне, включаются в систему показателей и параметров мониторинга нижестоящего уровня.
6. Основные направления:
6.1.Виды мониторинга
· оценка общего уровня усвоения обучающимися начальной школы базовых знаний и умений по общеобразовательным предметам;
мониторинг качества образования на основе государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов (в том числе, в форме с использованием независимой оценке качества знаний);
мониторинг качества образования на основе государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 классов (в том числе, ЕГЭ);
мониторинг и диагностика учебных достижений обучающихся по завершении на всех ступенях общего образования по каждому учебному предмету и по завершении учебного года (в рамках стартового, четвертного, итогового внутреннего и внешнего контроля);
мониторинг уровня и качества воспитания, обеспечиваемого в школе,
мониторинг качества преподавания темы, учебного предмета, модуля.
6.2. По итогам анализа полученных данных мониторинга готовятся соответствующие документы (отчеты, справки, доклады), которые доводятся до сведения педагогического коллектива школы, учредителя, родителей.
6.3. Результаты мониторинга являются основанием для принятия административных решений на уровне школы.