урок Обобщение и систематизация знаний по теме «Производная» (11 класс)
Подготовила учитель математики
Будникова Зинаида Егоровна
Тема: Обобщение и систематизация знаний
по теме «Производная» (11 класс).
Тип урока: урок обобщения и систематизации.
Оборудование:
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- учебные материалы,
- материалы для подготовки к ЕГЭ,
- научная литература,
- презентация.
Прогнозируемый результат:
- Знать и понимать геометрический и физический смысл производной,
- Уметь решать задачи разного уровня по теме урока.
Цель урока:
1) дидактическая: обобщить теоретический материал по теме «Геометрический и физический смысл производной. Применение производной», рассмотреть решения типичных задач, формирование навыков решения задач с применением графика функции и её производной,
расширение видов деятельности по подготовке к ЕГЭ;
$12)развивающая: развивать умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию;способствовать развитию внимания, формирование и постановка проблем в достижении целей учебной деятельности,
способствовать развитию логического мышления, математической интуиции, применять знания в нестандартных ситуациях,
способствовать развитию и пониманию у учащихся межпредметных связей алгебры, как науки;
3) воспитательная: побудить у учащихся осознание системной подготовки к ЕГЭ, формировать умение оценивать свой уровень знаний и стремление его повышать.
I этап урока – организационный момент (2 минута)
Учитель сообщает тему урока, его цель, структуру урока, необходимость его проведения.
Вопрос классу: Вспомним определение производной и ее основных свойств.
Открытие исчисления бесконечно малых дало математикам возможность свести законы движения тел к аналитическим уравнениям.
Ж.П. Лагранж
Задумывались ли Вы когда-нибудь над тем, что такое скорость?
Галилео Галилей бросал камни, уменьшая интервалы бросания, он пытался поймать мгновенную скорость, а Исаак Ньютон (на голову которому по одной из легенд упало яблоко) не мог исследовать и выражать законы физики без математического аппарата, полученного при проведении касательных к кривым линиям. Для решения этих проблем математики, в частности В.Ф. Лейбниц ввели понятие производная, работать с которой мы будем сегодня на уроке.
Учитель сообщает тему урока, его цель, структуру урока, необходимость его проведения.
Вопрос классу: Вспомним определение производной и ее основных свойств.
II этап урока (10 минут)
Повторение основных теоретических знаний.
Повторение проходит в виде презентации ,во время которой учащимся предлагается вспомнить определение производной, рассмотреть типовые задания на применение производной, ее геометрический и физический смысл.
Данный этап проводится для всех учащихся класса. По ходу появления объектов слайда учитель ведет диалог с классом. Каждый новый объект слайда выводится по щелчку, поэтому темп прохождения материала задает учитель.
Тема нашего урока «Геометрический смысл производной» Сегодня мы систематизируем знания и умения по применению этой темы на упражнениях и задачах разного уровня сложности. Рассмотрим задачи, в которых геометрический смысл производной представляет практический интерес. А также, рассмотрим зависимость между графиками функций и графиками их производных. Важность этой темы подтверждается широким представлением её в материалах ЕГЭ.
«Знание, добытое без личного усилия, без личного напряжения, - знание мертвое. Только пропущенное через собственную голову становится твоим достоянием».
Профессор Нойгауз
Фронтальная работа со всем классом.
Учитель: рассмотрите слайд №1. Что изображено на сладе, объясните, что такое х1 и х2, у1 и у2, и . Дайте определение производной функции.
Учитель: взглянем на слайд №2 с точки зрения физики. Что изображено на чертеже, что такое вектор АВ, объясните, что такое х1 и х2, у1 и у2, и . Как найти скорость перемещения? В чем же состоит физический смысл производной?
Учитель: обсудим слайд №3. Перед нами знакомый график функции, давайте внимательно посмотрим, что происходит с хордой АВ, если Δх 0 и вспомним, в чем состоит геометрический смысл производной.
Далее идет фронтальный анализ задач, изображенных на слайдах.
III этап урока ( 20 минут)
Геометрический и физический смысл производной.
Решение типичных задач.
Выступление обучающихся с сообщениями (из Открытого банка заданий для подготовки к ЕГЭ по математике).Обзор материалов ЕГЭ
IV этап урока-10 мин.
Самостоятельная работа по задачам из сборника подготовки к ЕГЭ . Решим задание В8 из Открытого банка заданий для подготовки к ЕГЭ по математике.
V этап урока ( 3 минуты)
Подведение итогов урока.
Учитель оценивает работу учащихся на уроке, обращает их внимание на необходимость понимания геометрического и физического смысла производной, дает домашнее задание – выбор из Открытого банка заданий для подготовки к ЕГЭ по математике задания В8 и В14.
Рефлексия
1. Насколько посильным оказался для вас тест?
2. Что нового сегодня вы узнали о геометрическом (физическом) смысле производной?
3. Насколько представленный материал оказался для вас полезным? (предлагается учащимся выбрать себе домашнее задание из предложенных тестов).
Учитель: Ребята, работали вы сегодня отлично, творчески, показали прочные знания. Мы все хотим, чтобы в нашей стране дома строились прочно, лечили и учили нас на «отлично», транспорт ходил по расписанию, средства связи были надёжны, при изготовлении лекарств технологические процессы неукоснительно соблюдались. Я верю, что вы успешно сдадите ЕГЭ, наше общество пополнится грамотными людьми, способными определять нашу технологическую и военную безопасность, станете достойными гражданами великой России. До свидания, гости, до свидания, ребята
Обобщение и систематизация знаний по теме «Производная» (11 класс) скачать материал