урок Образ учительницы в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского» Смысл названия рассказа.
Скачать материал
Класс: 6
Тема урока. Образ учительницы в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»
Смысл названия рассказа.
Цель: показать душевную щедрость учительницы и её роль в жизни мальчика.
Задачи:
а) образовательные: раскрыть приемы создания образа героя в художественном произведении;
б) развивающие: совершенствовать навыки аналитического чтения, анализа эпизода, выполнение тестовых заданий по фрагменту текста;
в) воспитательные: способствовать взаимопониманию между учителями и учениками, воспитанию уважения к профессии учителя.
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.
Методические приёмы: аналитическая беседа, выразительное чтение, чтение по ролям, просмотр видеофрагмента, компьютерное тестирование.
Программно-методическое обеспечение: учебники литературы для 6 класса, рабочие тетради по литературе, слайдовая презентация.
Ход урока:
Оргмомент.
-Здравствуйте, уважаемые учителя!
Юные читатели, здравствуйте!
Здравствуйте те, кто каждое утро идёт в школу с радостью, потому что считает, что здесь их ждут открытия, верные друзья и мудрые наставники – учителя!
Здравствуйте и те, кто идет в школу не с очень большим желанием, потому что думает, что учителя к ним излишне строгие.
Я думаю, что к концу нашего сегодняшнего занятия первых из вас будет значительно больше, и вы каждый день будете с радостью спешить на уроки.
И поможет нам в этом мудрый писатель, наш современник Валентин Григорьевич Распутин и его рассказ «Уроки французского».
– Каким, по-вашему, должен быть настоящий учитель? (Ученики высказывают своё мнение)
Запись темы урока.
Проверка домашнего задания.
- Ребята, к сегодняшнему уроку вы попытались передать своё видение событий в рассказе с помощью рисунков. Что вы можете сказать о расположении рисунков?( Рисунки детей поставлены в хаотичном порядке)
- Восстановите цепь событий.
- На предыдущем уроке мы говорили о герое рассказа, вашем ровеснике. О том, что он оказался в очень трудной ситуации.
– Напомните события, которые предшествовали тому, как мальчик пришел в школу избитый
– Почему он учился не в своей деревенской школе? (В деревне, где жила его семья, была только начальная школа. Чтобы учиться дальше, надо было перебираться в райцентр)
– Почему герою пришлось сразу повзрослеть? (Тяжело было переносить голод. Страшной оказалась тоска по дому)
– Как получилось, что он стал играть на деньги? (Сначала у него появилось стремление проявить ловкость. Потренировавшись, он понял, что сможет выигрывать деньги и тратить их на молоко)
– Как Лидия Михайловна выясняла причины случившегося? (Она пытается всё выяснить шуткой. Подленького Тишкина она спокойно осаживает. Понимает, что мальчик её обманывает, и решает разобраться после уроков)
Прочитаем по ролям эпизод беседы учительницы и мальчика.
– Как Лидия Михайловна ведет беседу? (Внимательно рассматривает героя. Вместо наказания разговор становится спасением)
Образ героя в художественном произведении раскрывается через портрет.
Ученик читает портретное описание учительницы.
– Какой представлялась мальчику учительница? (Она представлялась ему возвышенным, почти неземным существом)
– А как выглядит наш герой? (Плохо, бедно одетый)
– Почему он боялся директора? Каким вы представляете директора школы? (Директор сух, прямолинеен, резок, невнимателен к людям. Ко всем подходит с одной меркой. Директор «допрашивал» провинившихся до тех пор, пока они не заплачут, «лишь после этого он успокаивался»)
В описании героев использовано противопоставление. Антитезой описания учительницы является описание самого героя. Лидия Михайловна противопоставлена также директору, и не только в описании внешности.
– Почему герой нарушает слово не играть на деньги? («В те дни мне пришлось совсем плохо…», «мне все время хотелось есть…»)
– Почему Лидия Михайловна заставила мальчика заниматься дополнительно? (Хотела отвлечь его от игры на деньги, спасти от издевательств и избиений)
– Какие чувства испытывает герой в квартире учительницы? (Стыд, неловкость, стеснение)
– Почему мальчик не взял посылку с продуктами? Как догадался? (В нем проявилось не только упрямство, но и чувство собственного достоинства)
Показ видеофрагмента фильма «Уроки французского».
После просмотра ребята делятся впечатлениями, соотнося сцену с прочитанным эпизодом.
– Почему Лидия Михайловна решилась на игру со своим учеником? (Она поняла, что помощи мальчик не примет, и решила использовать известное ему средство – игру на деньги)
Послушаем эпизод в исполнении заслуженного артиста России Бориса Галкина.
Выполним тестовые задания, связанные с этим эпизодом.
На вопрос задания С1 дайте письменно краткий ответ.
(Подведение итогов выполнения тестовых заданий.)
- В предисловии к рассказу В.Распутин написал, что в основу произведения легли события его жизни.
Прототипом учительницы французского была Лидия Михайловна Молокова.
Понятие «Прототип»
Прототип – первоначальный образец. Прообраз, преимущественно действительное лицо как источник для создания литературного образа.
Сообщение ученицы о прототипе учительницы
Учительница французского языка Лидия Молокова приехала в Усть-Уду по распределению после окончания Иркутского института иностранных языков в 1952 году. Директор музея Николай Рупосов вспоминает:
— Она приехала великолепная, красивая, настоящая француженка — ничего удивительного, что все девчонки и мальчишки были в нее влюблены.
«Нас было две "француженки", — пишет в письме Лидия Михайловна. — Тосковали первое время по городу, потом втянулись в работу — уроки, кружки, школьные вечера... В школе было два 8-х класса. У Веры Андреевны класс был образцовым (Валентин Григорьевич учился в этом классе), мне же дали сборный плюс своих разбойников... Я намучилась, проклиная час, когда сошла с парохода и пришла в школу, даже поплакала.... Вас очень интересует посылка с макаронами. Я ее не посылала, но Валентин Григорьевич в одном из писем просил: "От макарон не отказывайтесь". Я поняла, что если отказаться от всех его творческих находок, то образ может разрушиться. Он собирал свою учительницу со своих учителей, брал лучшее от каждой, вот почему она у него такая человечная. Я ее приняла как укор своей легковесности — вот какой надо было быть!"
Письмо Лидии Михайловны в экспозиции, посвященной школьному выпуску, в котором учился Валентин Распутин, занимает одно из почетных мест, рядом с дырявой холщовой сумкой — с такими в те годы дети ходили в школу.
Плохо тогда жилось, как и повсюду в послевоенные годы, впроголодь. Одеты были дети кто во что горазд: старые шапки, заношенные другими фуфайки, ичиги на ногах.
В интервью газете «Труд» Молокова Л.М. рассказала, что Валя Распутин был одним из многих её учеников, которым жилось очень трудно, но в «чику» и «замеряшки» она с ними не играла.
Интересно, что после Забайкалья эта женщина жила в Саранске, преподавала в Мордовском университете французский язык. Потом работала и в Камбодже, и в Алжире, и во Франции. Учила русскому языку тех, кто владел французским.
В Париже в одном из книжных магазинов Лидия Михайловна и купила книгу Распутина.
-Вернемся к вопросу, который был задан в начале урока.
– Каким же должен быть настоящий учитель? (Добрым, душевно щедрым, любить детей, способным сострадать)
Заполнение схемы в тетрадях «Черты характера учительницы»: смелость, чувство собственного достоинства, доброта, милосердие, чуткость, щедрость, отзывчивость.
- Не жалея о случившемся – потере работы! – Лидия Михайловна старается одобрить героя, помочь ему. Сколько в ее поведении чувства собственного достоинства! И это сближает героев рассказа. И очень хочется, чтобы и вы были близки со своими учителями и за добро платили добром. И тогда школьная жизнь будет счастливой.
На фоне музыки идет показ фотографий из школьной жизни (выходят 4 ученика)
Чтение стихов учениками.
Учитель, дни жизни своей, как один,
Ты школьной семье посвящаешь.
Ты всех, кто учиться к тебе приходил,
Своими детьми называешь.
Любимый учитель, родной человек.
Будь самым счастливым на свете,
Хоть трудно порой достаются тебе
Твои непослушные дети.
Ты дружбой и знаньями нас наградил.
Прими благодарности наши!
Мы помним, как в люди ты нас выводил
Из робких, смешных первоклашек.
Но дети взрослеют, от школьной скамьи
Дорогами жизни шагают
И в памяти носят уроки твои,
А в сердце тебя сохраняют.
М.Садовский «Родной человек»
Рефлексия.
– Что удивило вас? О чём вы расскажете своим родителям, друзьям, уйдя с сегодняшнего урока?
А теперь поблагодарим друг друга за общение!
Домашнее задание.