«Чистые вещества и смеси» 8 класс

Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

«Чистые вещества и смеси» 8 класс

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №22»

Урок химии  по теме

«Чистые вещества и смеси»

8 класс

УМК   Габриелян О.С.

Учитель химии

Ольга Сергеевна Носова

Тема урока: Чистые вещества и смеси.

Цели

1. Обучающая: рассмотреть понятия «Чистое вещество, смеси», научить определять основные отличия смеси и индивидуальных веществ, обозначить понятия «дисперсная система, эмульсия, суспензия, аэрозоль», научить разделять смеси путем фильтрования.

2. Развивающая: формировать аналитические навыки, умение обобщать и делать вывод, развивать креативность и творчество.

3. Воспитательная: воспитывать научное мировоззрение, умение работать в паре и группе, самостоятельно трудиться, умение рефлексии; прививать культуру химического эксперимента.

Тип урока– комбинированный.

Оборудование: презентация, ПК, проектор, колонки, видео опыты, комплект на парту: лабораторное оборудование (пробирки, стаканы, фильтр, воронка, штатив, стеклянные палочки), молоко, соляная кислота, смесь песка и соли, вода, зубная паста на предметном стекле.

Предварительная работа: задать на дом найти определения (золь, гель, эмульсия, суспензия, аэрозоль) в сети Интернет и в словаре. Подготовить сообщения о составе молока, чугуна, губной помады, воздуха. Мозговой штурм: задача с кувшином (слайд 5).

Ход урока

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний

Притча. В 1660 году королевское научное общество Англии пришел  король Карл Второй с вопросом: «Почему ведро с водой весит 10 фунтов, рыба весит 4 фунта, а ведро с рыбой тоже 10 фунтов?». Ученые стали предполагать, что это сила вытеснения плавательного пузыря рыбы и т.д….

А что скажете вы?

Но один ученый сказал: «Позволь, король, не поверить тебе и провести опыт самостоятельно».

Вывод…   (Что скажут обучающиеся?)

Истинные химики доверяют только собственно проведенным экспериментам…

3.Проверка домашнего задания

1. Выдать раздаточный материал – таблички. Распределить сложные вещества по классам. Индивидуально для сильных  - назвать вещества.

Время:2 минуты, собрать для проверки.

1 вариант NaOH , HCl , MgSO4 , CaCO3 , Ca(OH)2 , KCl , Fe(OH)3 , H2SO4 , BaCO3 , HNO3

2 вариант HNO3 , Mg(OH)2 , K2SO4 , FeCO3 , Zn(OH)2 , BaCl2 , Al(OH)3 , H2SO3 , NaCl , HCl

Основания

Кислоты

Соли

     
       

Акцентировать внимание на общих формулах веществ.

Основания

Кислоты

Соли

Men+ OH-

H+ Acn-

Men+ Acn-

2. Фронтальная проверка прочтения домашнего параграфа 22.

Какие состояния есть у твердого вещества, какие кристаллические решетки (слайд 4).

Как вы считаете, а у глины - ….. (переход к задаче с глиняным горшком).

Постановка проблемы

3. Мозговой штурм – задача, которая была домой. Что можно было хранить (или что делать?) в таком кувшине, на дне которого закрывающееся отверстие? Слайд 5.

4. Лабораторный опыт – разделение молока (прилить несколько капель соляной кислоты). Что наблюдается? Так для чего кувшин?   Вывод – кувшин для сепарации молока (отделение сливок).

4. Изучение нового материала

1. Запишем тему урока «Чистые вещества и смеси».

Послушаем стихотворение Сергея Есенина«ВОСХОД СОЛНЦА»

Загорелась зорька красная
В небе темно-голубом,
Полоса явилася ясная
В своем блеске золотом.
 
Лучи солнышка высоко
Отразили в небе свет.
И рассыпались далеко
От них новые в ответ.
 
Лучи ярко-золотые
Осветили землю вдруг.
Небеса уж голубые
Расстилаются вокруг.

Если бы все вещества были чистыми, то мы не могли бы любоваться голубым небом, розовым рассветом, багрянымзакатом… (слайд 7)

Постановка целей и задач. Как вы думаете, что мы будем делать на уроке?

 Сегодня на уроке мы с вами определим, что такое смесь и индивидуальной вещество, научимся различать смеси и чистые вещества, разделим смесь путем фильтрования.

2. Лабораторныйопыт «Соль и песок, зубная паста».

Что вы видите в стакане? Это одно вещество?... А на предметном стекле – зубная паста – это одно вещество?.... (Вывод – смеси не всегда можно определить визуально). Почему?

3. Работа с учебником (с. 121). Какие бывают смеси?

(Однородные и неоднородные, мелкие и крупные, Ж,Т,Г).

4. Домашним заданием было посмотреть в Интернете определения понятий: гель, золь, эмульсия, суспензия, аэрозоль.  Зачитаем эти определения по тетради.

5. Работа в тетради – заполнить таблицу, слайд 15. Расставить определения на пересечении фаз растворителя и растворенного вещества (дисперсионная фаза и среда).

6. Проверка  заполнения таблицы.

7. Что вы знаете об этих веществах – домашняя работа (сообщения по темам: воздух, чугун, губная помада, молоко).

8. Видео опыт «Соль и вода». Какой метод применили в опыте?

9. Работа в группах: кто предложит больше способов разделения смесей? Слайд 20.

10. Видео опыт «Взаимодействие железа и серы». Чем отличается чистое вещество и смесь? Всегда можно отличить чистое вещество и тонкую смесь (молоко, зубную пасту)?

11. Понятия чистые вещества, их значение, применение.

12. Лабораторный опыт. Разделение смеси песка и соли фильтрованием.

На столах: смесь песка и соли, вода, воронка и готовый фильтр, стаканы, палочка.

ТБ, смешали с водой, профильтровали – выводы.

5.Итоги урока, оценивание, домашнее задание

Домашнее задание: параграф 22, найти определения: сепарация, дистилляция, возгонка, перегонка, хроматография.

Оценивание: все получат отметки за самостоятельные работы, оценить активных за домашнее задание.

Рефлексия.

Учитель. Притча про строителей храма. У строителей храма спрашивали: чем они занимались? Первый строитель ответил: «Я клал кирпичи…». Второй: «Я выполнял свое дело». Третий: «Я строил ХРАМ!». Какое настроение у вас после урока – что получилось, что было сложным, почему не получились задания, как можно делать лучше, каковы наши успехи… и т.д.

На доске презентация со смайликами, отражающими настроение урока и ученика (злость, грусть, скука, агрессия, радость)

6. Закрепление

Давайте подумаем, а как могут применять методы химического анализа люди различных профессий? (врач, криминалист, искусствовед).

Литература

1. Учебник по химии, 8 класс, автор О.С. Габриелян.

2. Сайт АЛХИМИК (Аликберовой).

Скачать материал