«Чистые вещества и смеси» 8 класс
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №22»
Урок химии по теме
«Чистые вещества и смеси»
8 класс
УМК Габриелян О.С.
Учитель химии
Ольга Сергеевна Носова
Тема урока: Чистые вещества и смеси.
Цели
1. Обучающая: рассмотреть понятия «Чистое вещество, смеси», научить определять основные отличия смеси и индивидуальных веществ, обозначить понятия «дисперсная система, эмульсия, суспензия, аэрозоль», научить разделять смеси путем фильтрования.
2. Развивающая: формировать аналитические навыки, умение обобщать и делать вывод, развивать креативность и творчество.
3. Воспитательная: воспитывать научное мировоззрение, умение работать в паре и группе, самостоятельно трудиться, умение рефлексии; прививать культуру химического эксперимента.
Тип урока– комбинированный.
Оборудование: презентация, ПК, проектор, колонки, видео опыты, комплект на парту: лабораторное оборудование (пробирки, стаканы, фильтр, воронка, штатив, стеклянные палочки), молоко, соляная кислота, смесь песка и соли, вода, зубная паста на предметном стекле.
Предварительная работа: задать на дом найти определения (золь, гель, эмульсия, суспензия, аэрозоль) в сети Интернет и в словаре. Подготовить сообщения о составе молока, чугуна, губной помады, воздуха. Мозговой штурм: задача с кувшином (слайд 5).
Ход урока
1.Организационный момент
2.Актуализация знаний
Притча. В 1660 году королевское научное общество Англии пришел король Карл Второй с вопросом: «Почему ведро с водой весит 10 фунтов, рыба весит 4 фунта, а ведро с рыбой тоже 10 фунтов?». Ученые стали предполагать, что это сила вытеснения плавательного пузыря рыбы и т.д….
А что скажете вы?
Но один ученый сказал: «Позволь, король, не поверить тебе и провести опыт самостоятельно».
Вывод… (Что скажут обучающиеся?)
Истинные химики доверяют только собственно проведенным экспериментам…
3.Проверка домашнего задания
1. Выдать раздаточный материал – таблички. Распределить сложные вещества по классам. Индивидуально для сильных - назвать вещества.
Время:2 минуты, собрать для проверки.
1 вариант NaOH , HCl , MgSO4 , CaCO3 , Ca(OH)2 , KCl , Fe(OH)3 , H2SO4 , BaCO3 , HNO3
|
2 вариант HNO3 , Mg(OH)2 , K2SO4 , FeCO3 , Zn(OH)2 , BaCl2 , Al(OH)3 , H2SO3 , NaCl , HCl
|
Основания
|
Кислоты
|
Соли
|
|
|
|
|
|
|
|
Акцентировать внимание на общих формулах веществ.
Основания
|
Кислоты
|
Соли
|
Men+ OH-
|
H+ Acn-
|
Men+ Acn-
|
2. Фронтальная проверка прочтения домашнего параграфа 22.
Какие состояния есть у твердого вещества, какие кристаллические решетки (слайд 4).
Как вы считаете, а у глины - ….. (переход к задаче с глиняным горшком).
Постановка проблемы
3. Мозговой штурм – задача, которая была домой. Что можно было хранить (или что делать?) в таком кувшине, на дне которого закрывающееся отверстие? Слайд 5.
4. Лабораторный опыт – разделение молока (прилить несколько капель соляной кислоты). Что наблюдается? Так для чего кувшин? Вывод – кувшин для сепарации молока (отделение сливок).
4. Изучение нового материала
1. Запишем тему урока «Чистые вещества и смеси».
Послушаем стихотворение Сергея Есенина«ВОСХОД СОЛНЦА»
Загорелась зорька красная
В небе темно-голубом,
Полоса явилася ясная
В своем блеске золотом.
Лучи солнышка высоко
Отразили в небе свет.
И рассыпались далеко
От них новые в ответ.
Лучи ярко-золотые
Осветили землю вдруг.
Небеса уж голубые
Расстилаются вокруг.
Если бы все вещества были чистыми, то мы не могли бы любоваться голубым небом, розовым рассветом, багрянымзакатом… (слайд 7)
Постановка целей и задач. Как вы думаете, что мы будем делать на уроке?
Сегодня на уроке мы с вами определим, что такое смесь и индивидуальной вещество, научимся различать смеси и чистые вещества, разделим смесь путем фильтрования.
2. Лабораторныйопыт «Соль и песок, зубная паста».
Что вы видите в стакане? Это одно вещество?... А на предметном стекле – зубная паста – это одно вещество?.... (Вывод – смеси не всегда можно определить визуально). Почему?
3. Работа с учебником (с. 121). Какие бывают смеси?
(Однородные и неоднородные, мелкие и крупные, Ж,Т,Г).
4. Домашним заданием было посмотреть в Интернете определения понятий: гель, золь, эмульсия, суспензия, аэрозоль. Зачитаем эти определения по тетради.
5. Работа в тетради – заполнить таблицу, слайд 15. Расставить определения на пересечении фаз растворителя и растворенного вещества (дисперсионная фаза и среда).
6. Проверка заполнения таблицы.
7. Что вы знаете об этих веществах – домашняя работа (сообщения по темам: воздух, чугун, губная помада, молоко).
8. Видео опыт «Соль и вода». Какой метод применили в опыте?
9. Работа в группах: кто предложит больше способов разделения смесей? Слайд 20.
10. Видео опыт «Взаимодействие железа и серы». Чем отличается чистое вещество и смесь? Всегда можно отличить чистое вещество и тонкую смесь (молоко, зубную пасту)?
11. Понятия чистые вещества, их значение, применение.
12. Лабораторный опыт. Разделение смеси песка и соли фильтрованием.
На столах: смесь песка и соли, вода, воронка и готовый фильтр, стаканы, палочка.
ТБ, смешали с водой, профильтровали – выводы.
5.Итоги урока, оценивание, домашнее задание
Домашнее задание: параграф 22, найти определения: сепарация, дистилляция, возгонка, перегонка, хроматография.
Оценивание: все получат отметки за самостоятельные работы, оценить активных за домашнее задание.
Рефлексия.
Учитель. Притча про строителей храма. У строителей храма спрашивали: чем они занимались? Первый строитель ответил: «Я клал кирпичи…». Второй: «Я выполнял свое дело». Третий: «Я строил ХРАМ!». Какое настроение у вас после урока – что получилось, что было сложным, почему не получились задания, как можно делать лучше, каковы наши успехи… и т.д.
На доске презентация со смайликами, отражающими настроение урока и ученика (злость, грусть, скука, агрессия, радость)
6. Закрепление
Давайте подумаем, а как могут применять методы химического анализа люди различных профессий? (врач, криминалист, искусствовед).
Литература
1. Учебник по химии, 8 класс, автор О.С. Габриелян.
2. Сайт АЛХИМИК (Аликберовой).
Скачать материал