Охрана и рациональное использование животного мира 7 КЛАСС
ОГБОУ ДПО «КУРСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
КАФЕДРА ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ
Тема «Охрана и рациональное использование животного мира»
(7 КЛАСС)
ВЫПОЛНИЛА:
Носова Ольга Сергеевна,
учитель биологии
МБОУ «СОШ №22» г. Курска
КПК с 26.01.2015 г. по 20.02.2015г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ
Тема урока: Охрана и рациональное использование животного мира.
Тип урока: Комбинированный
Деятельностная цель:
формировать познавательные универсальные действия при изучении особо охраняемых территорий России и Курской области, основ рационального природопользования;
формирование умений реализации новых способов действий:
- формулировать цель учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний;
- уметь выбирать способ и средства реализации учебной цели,
- развивать умение находить общее, закономерности, отличное (формирует основы теоретического мышления);
- осуществлять самооценку собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели.
Предметно - дидактическая цель:
познакомить учащихся с особо охраняемыми территориями России и Курской области, основами рационального природопользования;
Планируемые образовательные результаты:
$11. Предметные: знать типы особо охраняемых территорий, познакомиться с красной книгой России и Курской области, изучить основные методы рационального использование животного мира.
$12. Метапредметные:
Познавательные УУД: Знакомятся с Красной книгой. Определяют признаки охраняемых территорий.
Регулятивные УУД: уметь организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы, принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров
Коммуникативные УУД: уметь выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы, уметь работать в составе творческих групп
$13. Личностные: Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.
Основные понятия, изучаемые на уроке: Заповедники, заказники, природные парки, памятники природы. Красная книга. Рациональное использование животных
Учащийся должен знать: понятия: «заповедники», «заказники», «памятники природы», «акклиматизация».
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Формируемые УУД
|
Организационный момент. (1-2 мин.)
|
Проверяет присутствующих, готовит к работе на уроке, проверяет подготовленность рабочего места учащихся к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся.
|
Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.
|
Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения.
Личностные УУД: - самоопределение, смыслообразование
|
Этап. Актуализация знаний (5 - 6 мин.)
Проверка домашнего задания
|
Организует проверку домашнего задания.
Биологический диктант «верно-неверно»
1.В основе законов об охране животных лежит Конституция РФ?
2. В Конституции говорится, что охранять животных обязано только государство.
3. В законах предусмотрены меры ответственности за несоблюдение норм охраны природы.
4. Мониторинг – это оценка влияния человека на природу.
5. Мониторинг показал, что численность видов животных растет.
6. Антропогенные факторы – это климатические условия.
Итог – самопроверка, с возможность улучшить свой результат в течение урока.
|
Уметь оценить выполненные задания
|
Регулятивные УУД: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные УУД: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные УДД: создание письменного ответа – контроль, коррекция, оценка действий партнера
|
Этап. Создание проблемной ситуации.(2-3 мин.)
|
Организует осознание обучающимися внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Создает для учеников проблемную ситуацию.
Существует мнение ученых – экологов: «Каждую минуту в мире исчезает один вид».
Согласны вы с этим мнением?
Демонстрация исчезнувших в 20 веке видов животных.
Тасманский сумчатый тигр.
Тилацин очень напоминал собаку с длинным хвостом и полосами на спине. Тилацин или Тасманский сумчатый тигр вымер, когда в его ареал вторглись переселенцы. Есть свидетельства, что Тилацин был настолько не готов к встрече с людьми, что мог умереть не только от полученных ран, но и от полученного шока.
Зебра Квагга.
Ради прочной, красивой шкуры этого животного, люди истребили всё поголовье зебры Квагги. Мясо вымершего животного просто выбрасывалось, так как не было объектом охоты. В Голландском зоопарке в Амстердаме последний экземпляр этого животного умер 12 августа 1883 года
Байцзи– Китайский речной дельфин.
На Китайского речного дельфина, который обитал в рекахАзииЯнцзы, люди не охотились, но косвенно были причастны к его вымиранию. Воды реки были переполнены торговыми и грузовыми судами, которые просто на просто загрязнили реку. В 2006 году специальная экспедиция подтвердила тот факт, что Байцзи больше не существует на земле как вид.
http://art-assorty.ru/136-vymershie-vidy-zhivotnyh.html
Амурский тигр подвид тигра.
Белый тигр
Тигры — вымирающие животные, а амурский тигр подвержен критической угрозе.
|
Вступая в диалог с учителем (выполняя задание) выявляют проблему – проговаривают и осознают её
|
Личностные УУД: - личностное самоопределение. Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли, - учатся культуре общения. Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать.
|
Этап. Целеполагание. (3-4 мин.)
|
Учитель организует работу по формулировке цели учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний.
Подводящий диалог
Что происходит или произошло с этими видами?
Кто виноват в этой ситуации?
А что можно сделать, чтобы остановить исчезновение видов?
Цель для учеников: познакомиться с основами рационального природопользования и охраны животного мира.
|
Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (т.е. формулируют, какие знания им нужны, и чему им надо научиться). Предлагают и согласовывают с учителем тему (главный вопрос) урока. Осознают цель предстоящей деятельности.
|
Познавательные УУД: учатся строить высказывания; учатся анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Коммуникативные УУД: учатся слушать и понимать речь другого человека, учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.
Регулятивные УУД: учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка проблемы урока) Личностные УУД: смыслообразование и личностное самоопределение.
|
Этап Планирование.(5-6 мин.)
|
Учитель организует выбор способа и средств реализации учебной цели.
Побуждает к высказыванию предложений о том, как и с помощью чего можно достичь поставленной цели.
Предлагает выполнить задания.
Вопросы для выдвижения гипотез
Как можно охранять животных?
Какую деятельность человека можно назвать «охранной»?
Что вы знаете об охране животных?
|
Высказывают свои предположения. Выбирают способ (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?).
Работают в парах. Обсуждают и составляют план работы.
Озвучивают план и обсуждают его с учителем. Высказывают свои предположения (гипотезы)
|
Познавательные УУД: учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение), учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием, учатся строить высказывания; учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: учатся слушать и понимать речь другого человека, учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, учатся выражать свои мысли.
Личностные УУД: формирование личностного и жизненного самоопределения
|
Этап. «Открытие» нового знания (7-8 мин.)
|
Учитель формирует основы теоретического мышления, развивает умение находить общее, закономерности, отличное; развивает способности к обобщению; организует работу в паре/мини-группах.
Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.
Оказывает консультативную помощь.
1.Работа с учебником.
Построить таблицу
Вид охраняемой территории
|
Деятельность человека
|
|
|
2.Работа с текстом учебника – анализ текста «Рациональное использование животных» (отметить новое знание, знания, изученные ранее)
3.Выполнение мини-проекта (по дополнительной литературе) в группах
«Красная книга России»
«Красная книга Курской области»
Ответы на вопросы:
Зачем создавалась Красная книга?
Какие виды занесены в К.к.?
|
Работают в паре. Применяют выбранный способ действия для решения задачи, вызвавшей затруднение. Фиксируют в тетрадях своё «открытие». Сообщают о результатах выполненной работы. Отвечают на вопросы. Осуществляют самоконтроль. Корректируют свои записи. Выполняют упражнения.
|
Познавательные УУД: учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение), учатся строить высказывания; учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: учатся слушать и понимать речь другого человека, учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, формирование умения выражать свои мысли. Регулятивные УУД: учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;
Личностные УУД: формирование жизненного самоопределения.
|
Этап.
Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. (6-8 мин.)
|
Учитель организует работу по усвоению учащимися нового способа действия.
Согласны ли вы с утверждением французского короля Людовика 15 «После нас хоть – потоп». Как вы это понимаете?
Есть ли проблемы в Курске?
Как вы видите состояние природопользования в нашем городе?
|
Осмысливают задание (определяют последовательность действий). Отвечают на вопросы (осмысливают и проговаривают основные этапы своей деятельности). В ходе диалога формулируют проблему, цель и способы её достижения. Объясняют последовательность действий при выполнении данного задания. Затем предлагают варианты формулировок, по каждому пункту, которые необходимо поместить в таблицу. Соотносят полученный результат со своими предположениями (осуществляют самопроверку), корректируют свои записи.
|
Познавательные УУД: учатся строить высказывания; учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: учатся слушать и понимать речь другого человека, учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.
Регулятивные УУД: учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;
Личностные УУД: осознают единство и целостность мира, формирование личностного и жизненного самоопределения
|
Этап. Рефлексия.(2-3 мин).
|
Учитель организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели.
Организует подводящий диалог.
Методика "Незаконченное предложение"
На уроке я работал...
Своей работой на уроке я...
Я узнал...
Я хотел бы узнать...
Мне удалось...
У меня вызвало затруднение...
Мое настроение...
|
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения. Формулируют и записывают то, что узнали на уроке.
|
Познавательные УУД: учатся ориентироваться в, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию, учатся строить высказывания; учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: учатся слушать и понимать речь другого человека, учатся выражать свои мысли. Регулятивные УУД: учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;
Личностные УУД: формирование личностного самоопределения.
|
Этап. Домашнее задание. (2 мин).
|
$11. Прочитать параграф 60, стр. 292. (всем)
$12. Завершить таблицу (всем)
Вид охраняемой территории
|
Деятельность человека
|
Пример
|
|
|
????
|
$13. Мини проект
«ЦЧ заповедник» - заочная экскурсия
$14. Оцените свой личный вклад в охрану животного мира области и своего города.
Задания 2, 3на выбор.
|
Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания
|
Личностные УУД: - формирование личностного самоопределения. Регулятивные УУД: - ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е. к выбору преодоления препятствий.
|